Закон Республики Узбекистан

Об опеке и попечительстве

(Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2014 г., № 1, ст. 1)

Принят Законодательной палатой 8 ноября 2013 года
Одобрен Сенатом 12 декабря 2013 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области опеки и попечительства.

Статья 2. Законодательство об опеке и попечительстве

Законодательство об опеке и попечительстве состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об опеке и попечительстве, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

опека — правовая форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста четырнадцати лет, а также граждан, признанных судом недееспособными, в целях их содержания, воспитания и образования, защиты их имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов;

попечительство — правовая форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также граждан, ограниченных судом в дееспособности, в целях их содержания, воспитания и образования, защиты их имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов. Над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, попечительство может быть установлено по просьбе этих лиц;

подопечный — лицо, в отношении которого установлена опека или попечительство;

лица, нуждающиеся в установлении над ними опеки или попечительства — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, имеющие родителей, не лишенных родительских прав, и находящиеся в обстановке, представляющей непосредственную угрозу их жизни или здоровью или не отвечающей требованиям к их содержанию, воспитанию и образованию, совершеннолетние дееспособные граждане, нуждающиеся в попечительстве по состоянию здоровья, недееспособные или ограниченные в дееспособности граждане, которые нуждаются в особой заботе, а также защите их прав, свобод и законных интересов.

Статья 4. Основные направления государственной политики в области опеки и попечительства

Основными направлениями государственной политики в области опеки и попечительства являются:

обеспечение своевременного выявления, учета и устройства лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

защита прав, свобод и законных интересов подопечных;

обеспечение исполнения законодательства об опеке и попечительстве;

обеспечение приоритета семейной формы воспитания детей;

поддержка семей, заботящихся о лицах, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

обеспечение взаимодействия между органами государственного управления, органами государственной власти на местах, органами самоуправления граждан и негосударственными некоммерческими организациями в области опеки и попечительства;

осуществление международного сотрудничества в области опеки и попечительства.

Статья 5. Основные принципы опеки и попечительства

Основными принципами опеки и попечительства являются:

законность;

гуманность и милосердие;

индивидуальный подход в вопросах опеки и попечительства;

приоритет семейной формы воспитания детей;

добровольность принятия и отказа от обязанностей по опеке и попечительству.

Статья 6. Сопровождение семьи, принявшей лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства

Органы опеки и попечительства по месту нахождения семьи, принявшей лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, в целях обеспечения социальной и психологической адаптации подопечных осуществляют сопровождение этой семьи.

Сопровождение семьи, принявшей лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, предполагает оказание консультативной, правовой, социальной, психолого-педагогической, медицинской помощи, предусмотренной законодательством.

Сопровождение семьи, принявшей лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве, осуществляется безвозмездно.

Глава 2. Государственные органы, осуществляющие деятельность в области опеки и попечительства, и их полномочия

Статья 7. Государственные органы, осуществляющие деятельность в области опеки и попечительства

К государственным органам, осуществляющим деятельность в области опеки и попечительства, относятся:

Кабинет Министров Республики Узбекистан;

Министерство народного образования Республики Узбекистан;

Министерство здравоохранения Республики Узбекистан;

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан;

органы государственной власти на местах.

Деятельность по опеке и попечительству осуществляется:

районными, городскими отделами методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования — в отношении несовершеннолетних;

районными, городскими медицинскими объединениями — в отношении граждан, признанных судом недееспособными или ограниченными в дееспособности;

районными, городскими центрами содействия занятости и социальной защиты населения — в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья.

Органы государственной власти на местах осуществляют деятельность в области опеки и попечительства в рамках полномочий, установленных настоящим Законом и иными актами законодательства.

Консульские учреждения Республики Узбекистан в порядке, установленном законодательством, принимают меры по установлению опеки или попечительства над проживающими вне пределов Республики Узбекистан несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей, недееспособными или ограниченными в дееспособности гражданами Республики Узбекистан, а также в отношении совершеннолетних граждан Республики Узбекистан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, не допускается.

Статья 8. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области опеки и попечительства

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

обеспечивает реализацию единой государственной политики в области опеки и попечительства;

утверждает государственные программы в области опеки и попечительства;

координирует деятельность органов государственного управления, органов государственной власти на местах в области опеки и попечительства;

определяет порядок установления опеки и попечительства, а также назначения опекуна и попечителя;

устанавливает порядок создания и ведения государственного реестра учета лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, их устройства и имущества (далее — государственный реестр) и перечень вносимых в него сведений;

устанавливает порядок ведения личных дел подопечных и предоставления опекуном или попечителем отчета об исполнении своих обязанностей.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 9. Полномочия министерств народного образования, здравоохранения, труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан в области опеки и попечительства

Министерства народного образования, здравоохранения, труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан в пределах своих полномочий:

участвуют в реализации государственной политики в области опеки и попечительства;

разрабатывают государственные программы в области опеки и попечительства и участвуют в их реализации;

обеспечивают приоритет семейной формы воспитания детей;

обеспечивают защиту прав, свобод и законных интересов лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

обеспечивают достойные условия жизни и содержания лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

координируют деятельность государственных учреждений, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

готовят специалистов в области социальной работы, обеспечивающих комплексную консультативную, социально-правовую, психолого-педагогическую, медицинскую поддержку лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

принимают меры по развитию сети учреждений, служб поддержки семьи и детей, центров по оказанию консультативной, правовой, социальной, психолого-педагогической, медицинской помощи и услуг лицам, нуждающимся в установлении над ними опеки или попечительства, и их семьям;

осуществляют в установленном порядке международное сотрудничество в области опеки и попечительства.

Министерства народного образования, здравоохранения, труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 10. Полномочия органов государственной власти на местах в области опеки и попечительства

Органы государственной власти на местах в пределах своих полномочий:

участвуют в реализации государственных программ в области опеки и попечительства;

разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы в области опеки и попечительства;

осуществляют контроль и координацию деятельности территориальных органов государственного управления, выполняющих задачи в области опеки и попечительства;

разрабатывают и осуществляют мероприятия по защите прав, свобод и законных интересов лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также подопечных;

ведут государственный реестр.

Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Хокимы районов, городов принимают решения по установлению и прекращению опеки или попечительства, а также об освобождении либо отстранении опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей.

Статья 11. Основные задачи органов опеки и попечительства

Основными задачами органов опеки и попечительства являются:

своевременное выявление и учет лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

подготовка необходимых документов лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройство;

защита прав, свобод и законных интересов подопечных и лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

контроль за исполнением обязанностей опекунов и попечителей, за условиями содержания, воспитания и образования, а также за обеспечением сохранности имущества подопечных.

Статья 12. Полномочия районных, городских отделов методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования в области опеки и попечительства

Районные, городские отделы методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования в пределах своих полномочий:

выявляют и ведут учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

ведут информационную базу данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, предоставляют сведения для внесения в базу данных Министерства народного образования Республики Узбекистан, а также государственную статистическую отчетность в соответствующий орган государственной статистики по форме и в сроки, установленные законодательством;

предоставляют в хокимият района, города сведения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, об их устройстве и имуществе для внесения в государственный реестр;

обеспечивают защиту прав, свобод и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

осуществляют подбор и учет лиц, выразивших желание стать опекунами или попечителями и соответствующих требованиям, предъявляемым к опекунам и попечителям;

готовят необходимые документы для установления опеки или попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;

проводят обследование условий жизни и содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также условий жизни лиц, выразивших желание стать опекунами или попечителями, и составляют об этом акт;

дают хокиму района, города заключение о необходимости установления опеки или попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также возможности назначения опекуном или попечителем лица, выразившего желание стать опекуном или попечителем;

ведут личные дела подопечных;

осуществляют контроль за исполнением опекунами и попечителями возложенных на них обязанностей, оказывают им помощь в организации воспитания, медицинского наблюдения, устройстве в образовательные учреждения и трудоустройстве подопечных;

обеспечивают устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также сохранность их имущества;

вносят хокиму района, города ходатайства о прекращении опеки или попечительства, а также в случаях, предусмотренных статьями 29 и 30настоящего Закона, об освобождении либо отстранении опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

принимают меры по отобранию ребенка у родителей либо лиц, заменяющих родителей, в случаях непосредственной угрозы его жизни или здоровью;

принимают решение об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) с согласия попечителей;

обращаются в установленном порядке в суд с заявлением по вопросам защиты прав, свобод и законных интересов подопечных, участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении дел по указанным вопросам;

при необходимости обращаются в суд с заявлением об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев приобретения несовершеннолетним дееспособности в полном объеме в установленном законом порядке;

взаимодействуют с правоохранительными органами, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, органами по труду и социальной защите населения, органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями по оказанию соответственно консультативной, правовой, социальной, психолого-педагогической и медицинской помощи подопечным;

консультируют граждан по вопросам опеки и попечительства;

рассматривают обращения граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры.

Районные, городские отделы методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 13. Полномочия районных, городских медицинских объединений в области опеки и попечительства

Районные, городские медицинские объединения в пределах своих полномочий:

выявляют и ведут учет недееспособных и ограниченных в дееспособности граждан;

ведут информационную базу данных о недееспособных и ограниченных в дееспособности гражданах, предоставляют сведения для внесения в базу данных Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, а также государственную статистическую отчетность в соответствующий орган государственной статистики по форме и в сроки, установленные законодательством;

предоставляют в хокимият района, города сведения о недееспособных и ограниченных в дееспособности гражданах, об их устройстве и имуществе для внесения в государственный реестр;

обеспечивают защиту прав, свобод и законных интересов недееспособных и ограниченных в дееспособности граждан;

осуществляют подбор и учет лиц, выразивших желание стать опекунами или попечителями и соответствующих требованиям, предъявляемым к опекунам и попечителям;

готовят необходимые документы для установления опеки или попечительства над недееспособными и ограниченными в дееспособности гражданами;

проводят обследование условий жизни и содержания недееспособных и ограниченных в дееспособности граждан, а также условий жизни лиц, выразивших желание стать опекунами или попечителями, и составляют об этом акт;

дают хокиму района, города заключение о возможности назначения опекуном или попечителем лица, выразившего желание стать опекуном или попечителем;

ведут личные дела подопечных;

осуществляют контроль за исполнением опекунами и попечителями возложенных на них обязанностей, оказывают им помощь в организации ухода, воспитания и медицинского наблюдения подопечных;

вносят хокиму района, города ходатайства о прекращении опеки или попечительства, а также в случаях, предусмотренных статьями 29 и 30настоящего Закона, об освобождении либо отстранении опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

обращаются в установленном порядке в суд с заявлением по вопросам защиты прав, свобод и законных интересов подопечных, участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении дел по указанным вопросам;

взаимодействуют с правоохранительными органами, образовательными учреждениями, органами по труду и социальной защите населения, органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями по оказанию соответственно консультативной, правовой, социальной, психолого-педагогической и медицинской помощи подопечным;

консультируют граждан по вопросам опеки и попечительства;

рассматривают обращения граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры.

Районные, городские медицинские объединения могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 14. Полномочия районных, городских центров содействия занятости и социальной защиты населения в области опеки и попечительства

Районные, городские центры содействия занятости и социальной защиты населения в пределах своих полномочий:

выявляют и ведут учет лиц, нуждающихся в установлении над ними попечительства по состоянию здоровья;

ведут информационную базу данных о лицах, нуждающихся в установлении над ними попечительства по состоянию здоровья, предоставляют сведения для внесения в базу данных Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан, а также государственную статистическую отчетность в соответствующий орган государственной статистики по форме и в сроки, установленные законодательством;

предоставляют в хокимият района, города сведения о лицах, нуждающихся в установлении над ними попечительства по состоянию здоровья, об их устройстве для внесения в государственный реестр;

готовят необходимые документы для установления попечительства над лицами, нуждающимися в попечительстве по состоянию здоровья;

проводят обследование условий жизни и содержания лиц, нуждающихся в установлении над ними попечительства по состоянию здоровья, а также условий жизни лиц, выразивших желание стать попечителями, и составляют об этом акт;

дают хокиму района, города заключение о возможности назначения попечителем лица, выразившего желание стать попечителем;

ведут личные дела подопечных;

осуществляют контроль за исполнением попечителями возложенных на них обязанностей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения подопечных;

вносят хокиму района, города ходатайства о прекращении попечительства, а также в случаях, предусмотренных статьями 29 и 30настоящего Закона, об освобождении либо отстранении попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

обращаются в установленном порядке в суд с заявлением по вопросам защиты прав, свобод и законных интересов подопечных, участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении дел по указанным вопросам;

взаимодействуют с правоохранительными органами, учреждениями здравоохранения, органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями по оказанию соответственно консультативной, правовой, социальной, психологической и медицинской помощи подопечным;

консультируют граждан по вопросам попечительства;

рассматривают обращения граждан по вопросам попечительства и принимают по ним необходимые меры.

Районные, городские центры содействия занятости и социальной защиты населения могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

sled. str


Дата: 19 February 2014
Ne eksen/ soni' orasan'

Xali'q