Тема: Любовь и гордость моя, родной Узбекистан!
 Цели урока: продолжать работу по расширению, углублению и обобщению знаний и представлений учащихся о независимости; воспитывать чувства гордости и патриотизма, уважения и любви к своей Родине - Узбекистану (совершить экскурс в прошлое нашей Родины, рассказать о настоящем, о позитивных переменах, произошедших в жизни нашего государства за 22 год независимости); развивать у учащихся познавательный интерес, внимание, память, логическое и абстрактное мышление, речь, уважение к истории и традициям узбекского народа.
Оборудование: государственная символика Узбекистана, тематические плакаты, стихи, материалы периодической печати, раздаточные материалы, маркеры. 
 
Классы: 5 - 7
Ход урока

1. Организационный момент (15 мин.).

Вопросы для активизации внимания учащихся:
Какую годовщину независимости мы отмечаем в этом году? 
Когда была провозглашена независимость Республики Узбекистан? 
Назовите государственные символы Узбекистана и даты их утверждения. (Ответы учащихся сопровождаются иллюстративным материалом). 
В чем вы видите заботу и поддержку государства по отношению к подрастающему поколению? 
Как перевести на узбекский язык слово «независимость»? 
Как вы понимаете значение слова «независимость»?
Составление кластера. 

Независимость для народа Узбекистана - это...
2. Рассказ учителя (10 мин.). 
Напомнить учащимся о том, что за прошедший 22 год со дня обретения независимости нашей страной пройден большой путь, достигнуты существенные результаты. Узбекистан не только сохранил основные секторы национальной экономики, но и сумел обеспечить зерновую и энергетическую независимость, развить мощную индустрию, освоить новые отрасли промышленности, в том числе автомобилестроение. В результате мудрой и дальновидной политики главы Узбекистана наша страна стала крупным экономическим, политическим и культурным центром Центральной Азии.
Достижения Узбекистана восхищают многие страны. Узбекистан добился не только экономического роста, но и удивительных результатов в общественном строительстве, спорте, культуре и многих других сферах (плакаты или видеофильм о развитии Узбекистана за годы независимости).
Основными вехами на пути строительства нашего государства стали: коренным образом обновленный облик наших городов и сел, всей страны; создание новых коммуникаций, устремленных на Восток, Запад и Юг автомобильных и железных дорог, возведение крупных сооружений, открытие новых, современных предприятий, обеспечивающих людей работой; возрождение историко-культурных и религиозных ценностей, воспитание всесторонне развитого молодого поколения, реализация грандиозных программ, которые вписаны в историю нашего государства. Важнейшими факторами, обеспечивающими достижение этих высоких рубежей, стали: прежде всего, мир и спокойствие, взаимопонимание и согласие, жизненно необходимые обществу и хранимые нашим народом; всесторонне и глубоко продуманные, последовательно и твердо проводимые политические и экономические реформы, в центре внимания которых находятся интересы народа; укрепление дружбы и сотрудничества с дальними и ближними соседями, интеграция в международное сообщество, обретение в нем достойного места.
По инициативе Президента Ислама Каримова в нашей стране особое внимание уделяется работе по изучению богатого культурного и духовного наследия наших предков, возрождению, благоустройству святых мест поклонений, реставрации архитектурных и исторических памятников, их сохранению для последующих поколений. Мировой финансово-экономический кризис нанес урон экономикам многих стран. Благодаря своевременно предпринятым Президентом страны антикризисным мерам Узбекистан практически не пострадал от кризиса. Это можно видеть на примере стабильного развития экономики Узбекистана и растущего вал внутреннего продукта. Реализация инвестиционной программы, расширение социальных и инфраструктурных проектов, обеспечение за счет этого занятости населения служат важными факторами развития всех сфер в Узбекистане. Поэтому эта программа может служить образцом для многих государств, которые все еще находятся под воздействием финансово-экономического кризиса.
В Узбекистане с первых дней независимости большое значение придается возрождению национальных ценностей, совершенствованию системы образования, воспитанию гармонично развитого поколения в духе патриотизма и любви к Родине. Реализация Закона Республики Узбекистан «Об образовании», Национальной программы по подготовке кадров, Государственной общенациональной Программы развития школьного образования имеет целью воспитание и образование молодежи, овладение ею профессиями, обеспечение работой, охрану здоровья, повышение духовности, развитие способностей и талантов подрастающего поколения. Для этого введены учебные программы по изучению духовного и культурного наследия великих предков, идеи национальной независимости.
Гарантируют поддержку молодежи и способствуют ее развитию законы Республики Узбекистан «Об основах государственной молодежной политики в Республике Узбекистан», «Об образовании», «Об охране здоровья граждан», «О Национальной программе по подготовке кадров», «О физической культуре и спорте», «О гарантиях прав ребенка», «О занятости населения» и другие.
3. Закрепление (15 мин.).
Класс делится на 3 группы, каждая получает задание.

1-я группа: кроссворд «Узбекистан».

1. Как называется Основной Закон нашего государства? (Конституция).
2. Перевод слова «mustaqillik» на русский язык. (Независимость). 
3. Какое право гарантирует Основной Закон нашего государства каждому ребенку начиная с 7 лет? (Образование). 
4. Как называется сельскохозяйственная культура, снопы которой изображены на гербе Республики Узбекистан? (Пшеница). 
5. Как называется «белое золото», созревающее на полях нашей Родины? (Хлопок). 
6. Название широко распространенной в Центральной Азии религии. (Ислам). 
7. Как называется праздничная скатерть, на которой подают угощение дорогим гостям? (Дастархан). 
8. Какой административный статус имеет город Ташкент? (Столица). 
9. Как называется совместный коллективный труд, во время которого сообща выполняется определенная работа? (Хашар
10. Кто по праву считается главным богатством Родины, способным продолжить дела великих предков? (Народ).

1    

к
о                   5
н                   х
с    2              л 
т               4   о        7
и   н    3   п   п        д   8    9
т    е    о   ш   о   6   а   с    х   10 
у    з    б   е    к   и  с   т    а    н
ц   а    р   н         с   т   о   ш    а
и   в    а   и         л   а   л   а     р
я   и    з   ц          а   р   и   р    о
     с    о   а          м  х   ц          д
     и    в                   а   а
     м    а                   н
     о    н
     с    и
     т    е
     ь
     
      
 2-я группа. Поразмышлять о смысле пословиц и изложить его письменно:

Живи добрее - будешь всем милее.
Нет друга - ищи, нашел - береги.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Своя родина - мать, чужая - мачеха и т.д.

3-я группа: Как называется главная песня государства? Мы часто слышим и исполняем гимн Республики Узбекистан. Напишите содержание 2-го куплета гимна на русском языке.
 
4. Комментирование и выставление оценок (3 мин.). 
Учителю необходимо уделить внимание каждому ученику и поощрить за участие в обсуждении темы урока.
 
5. Домашнее задание (2 мин.). 

Найти дополнительную информацию о достижениях Республики Узбекистан за годы независимости, подготовить рассказ, проиллюстрировав его фотографиями из газет, журналов и т.д.
 
источник: Республиканский центр образования
 

Дата: 28 August 2013
Aqi'li' ka'mil ilimi zor, bilimli el bolmaydi' qor

Berdax