×

РОЛЬ ПЕДАГОГА В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

Очередное Послание Шавката Мирзиёева Олий Мажлису затронуло самые животрепещущие темы, касающиеся граждан Узбекистана, особенно в части образования. Глава государства предложил беспрецедентные меры поддержки молодежи.

Весьма отрадно мне, как преподавателю высшей школы, узнать, что и в дальнейшем получат свое развитие образование и наука. Глава государства подчеркнул важность их развития для последующего прогресса и укрепления авторитета страны на мировой арене. 

Со слов Президента, ожидается, что в этом году охват дошкольным образованием будет доведен до 60%, выпускников школ высшим образованием — до 25%. Внедряется совершенно новая система профессионального образования, будут организованы 340 профессиональных школ, 147 колледжей и 143 техникума. 

В Концепции развития высшего образования до 2030 года запланировано развитие государственно-частного партнерства в высшем образовании и повышение уровня охвата высшим образованием до 50% на основе организации деятельности государственных и негосударственных высших образовательных учреждений в регионах. На основе зарубежного опыта будут усовершенствованы стандарты высшего образования и структура изучаемых дисциплин. Вдвое сократится количество дисциплин, не имеющих отношение к приобретаемой специальности. По словам Президента, Узбекистан обладает прекрасными традициями, которые необходимо преумножать и создать условия для воспитания новых Хорезми, Беруни, Ибн Сино, Улугбеков, Навои и Бабуров. 

Особенно тронул вопрос создания в столице нового современного вуза, который будет обучать специалистов востребованных профессий в сфере высоких технологий. Мы наблюдаем, как наши юноши и девушки успешно участвуют в международных конкурсах и олимпиадах, занимают призовые места. При этом многие студенты учатся за рубежом. Мы хотим, чтобы наша молодежь смогла получить качественное образование у себя на родине, не покидать страну, а жить и учиться дома, рядом с родителями.

Немаловажным является и то, что правительством учтены глобальные вызовы и возможности, которые несет в себе молодежь Узбекистана, осуществляя инновационную деятельность и внося вклад в развитие потенциала страны. Используя свои креативные способности, идеи, предложения, молодые люди создают новые организации, объединения и движения. Постепенно формируется субъектность молодежи, основанная на принципе «что я сделал для своей страны» вместо «что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы по работе с молодежью. Сегодня в Узбекистане молодые бизнесмены кроме развития своего бизнеса часто принимают на себя также продвижение социальных и благотворительных проектов. Будущее нельзя строить без сознательного и активного участия молодежи. Проблема ее участия в этом процессе — это вопрос темпов, характера и качества развития человечества.

В результате реализации законов «Об образовании», «О Национальной программе по подготовке кадров», «О гарантиях прав ребенка», «О физической культуре и спорте», «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» и других законодательных актов создана целостная система воспитания гармонично развитой личности. Логическим продолжением начатых дел, открывшим совершенно новый путь, стал Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному реформированию и поднятию на новый уровень государственной молодежной политики в Республике Узбекистан» от 30 июня 2020 года. Законы предоставили социально-экономические, правовые, психолого-педагогические условия для адаптации молодых людей к жизни в современном изменяющемся обществе, обдуманного выбора, освоения образовательных и профессиональных программ, воспитания граждан, сознающих свою ответственность перед обществом, государством и семьей.

Как отмечает Ш.Мирзиёев, «самой приоритетной задачей должно быть создание широких возможностей для молодежи, чтобы она ставила перед собой амбициозные цели и достигала их». С этой целью в Узбекистане проводятся масштабные реформы, руководствуясь идеей «Новый Узбекистан начинается с порога школы, с системы образования и воспитания».

В современном обществе, как и во все времена, считается, что школа начинается с учителя, и в первую очередь внимание обращается на эту ключевую фигуру. В настоящее время роль учителя меняется, время предъявляет новые требования к его личности. Сегодня в обществе высказывают две точки зрения о роли учителя в школе. С одной стороны, есть утверждение, что учителя можно с успехом заменить техническими средствами обучения, к тому же современные дети достаточно легко и самостоятельно осваивают новые технологии. С другой стороны, совершенно очевидно, что роль учителя возрастает, но одновременно и меняется — расширяется область его ответственности. Очевидно, эти точки зрения не противоречат друг другу, так как сегодня успешный учитель меньше вмешивается в учебный процесс (внешне), но на самом деле качество этого вмешательства другое.

Позиция, роль учителя ныне должна быть не такой, как 10–15 лет назад. Учитель уже не является неоспоримым авторитетом, последней инстанцией. Если педагоги общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений, наставники в трудовых коллективах не станут единой командой, не будут все вместе работать на общий результат, то ни о каком качестве образования говорить не придется. Более того, большой груз ответственности ложится на плечи школьных учителей, которые, как следствие, должны уметь распознать зерна таланта, направить деятельность ребенка в нужное русло, быть осведомленным в области развития образования, сориентировать родителей на те заведения, которые смогут помочь ребенку раскрыться и реализоваться в будущем.

 Современному учителю нужно в команде с преподавателями высшей школы, специалистами-наставниками уметь планировать образовательную деятельность, работать в поликультурной и виртуальной среде, выстраивать индивидуальные маршруты развития обучаемых, давать профессиональные консультации родителям.

Политическая социализация молодежи осуществляется посредством различных видов деятельности, форм и способов ее активности. Нормы поведения и мировидение молодых формируются институтами политической социализации. А ими являются и семья, и учебные заведения, и различные общественные и политические объединения, и группы сверстников, и другие формальные и неформальные группы, не говоря уж о роли СМИ и трудовых коллективов.

Молодые люди имеют реальные возможности для участия в работе институтов политической системы общества, но при этом очень важно, чтобы они разделяли позитивные социальные нормы, с помощью которых формируется система общественных отношений. Ведь именно молодежь является потенциалом активных перемен в обществе. Однако его реализация может происходить по-разному и зависит от того, какая часть молодежи поддерживает проводимую государством политику и насколько в молодежной среде распространены протестные настроения. И тут следует иметь в виду, что молодым свойственно воспринимать политические события и процессы больше на эмоциональном, чем на рациональном уровне.

Простые популистские лозунги им порой понятнее и доступнее, поскольку не требуют умения самостоятельно анализировать общественные процессы и явления, происходящие в стране и за ее пределами. Ведь чтобы успешно анализировать, необходимо овладеть системой знаний, сформировать в себе позитивные ценностные ориентации и убеждения, стремление к профессиональному и личностному росту, накопить определенный жизненный опыт. Но в силу возраста молодым людям этого часто не хватает. И это активно используют деструктивные силы с целью идеологического оболванивания молодежи. Неслучайно на видеоселекторном совещании, посвященном вопросам адресной и системной работы с молодежью, создания достойных условий и обеспечения занятости молодых людей, Президент Ш.Мирзиёев подчеркнул, что если мы не будем заниматься воспитанием детей, ежедневно проверять их поведение, давать образование, обучать профессиям, обеспечивать их трудоустройство, сложно будет защитить их от вредных воздействий.

С возрастом молодые люди все более активно участвуют в политической жизни общества, ибо понимают, что от этого зависят условия их реальной жизнедеятельности, их будущее. Чтобы правильно их сориентировать и уберечь от ошибок, эта работа должна вестись в тесной взаимосвязи школы, колледжей, вузов, трудовых коллективов, так как в решении всех этих и других проблемных вопросов главная роль принадлежит педагогам, наставникам. Именно учитель занимает особое место в организации современного образовательного процесса. Его желание раскрыть способности каждого учащегося — это и есть главный ресурс, необходимый для осуществления новых требований к организации учебно-воспитательного процесса. Профессионализм учителя как раз и заключается в его способности меняться, уметь перестраиваться в соответствии с требованием времени. Поэтому, задача педагогов, наставников — улучшить деятельность прежде всего со студенческой и рабочей молодежью, не упуская из поля зрения и другие группы молодых людей. Помочь понять молодому человеку, что ему, всему его поколению необходимо сохранить доступные качественные образование и медицину, все то, что создано трудом его родителей. Цель старшего поколения — помочь молодым определить свое достойное место в этом сложном мире, максимально реализовать себя, ведь в их руках — будущее родного города, региона, страны, и всем хочется, чтобы эти руки были крепкими и надежными! Как отметил Ш.Мирзиёев в Послании: «Если мы сможем объединить знания, жизненный опыт, дальновидность старшего поколения с энтузиазмом, смелостью и целеустремленностью нашей молодежи, то обязательно достигнем поставленных перед собой целей». От работы педагогов зависит благополучие и успешность Узбекистана, как сегодня, так и завтра, так как мы обязаны сохранить в стране социально ориентированный курс, проводимый 

Президентом Республики Узбекистан, иначе достойное будущее может просто не состояться. 

Неслучайно Президент напомнил слова великого ученого Абу Али ибн Сино: «Бесстрашные и отважные люди не боятся предстоящих трудностей». Трудности существуют не для того, чтобы «затягивать пояса». Трудности позволяют мобилизовать все силы и сделать рывок в развитии. Поэтому нам необходимо ставить перед собой амбициозные цели и помнить, что побеждает тот, кто трудолюбив и профессионален.

Сейчас есть возможность для создания новых «точек развития». Уверена, что молодые граждане страны глубоко осознают и поймут, что устойчивое развитие государства, политика Президента, осуществляемые реформы касательно молодежи в значительной мере зависят от того, насколько его стратегический, экономический и политический курс поддерживается молодым поколением, его созидательной активностью. Именно поэтому, каждый молодой человек должен увидеть в себе того самого отважного человека, о котором говорил глава государства, способного стать локомотивом будущего. 

Каждое новое обращение Президента страны к своему народу ожидаемо и уже стало рубежом развития нашего государства и стратегически важным документом. Безусловно, очередное Послание Президента Шавката Мирзиёева определяет для всех нас и для страны в целом новые пути и возможности преодоления глобальных вызовов. Весь огромный комплекс предложений, инициатив и аналитических выводов — это то, что направлено в будущее, и будет определять судьбу нашей страны на перспективу. Предложенные проекты и изменения будут работать не один год, они кардинально изменят ход некоторых процессов. Это необходимость гармонии между уровнем благосостояния людей и тем, чтобы быть в числе развитых государств. Здесь, считаю, и кроется ключевая идея, и нет сомнений, что под руководством Президента Узбекистана будут успешно реализованы все приоритетные задачи развития страны на предстоящие годы.

Мавлюда АБДУЛЛАЕВА,

профессор Военно-технического института Национальной гвардии Республики Узбекистан.